Описание
Название этого старинного дачного посёлка в окрестностях Петербурга продолжает череду «орнитологических» наименований на южном побережье Финского залива — Лебяжье и Чайка, издавна служивших местом остановки перелётных водоплавающих птиц: лебедей, чаек, крачек или мартышей — разновидности небольших чаек.
Древние жители этих мест называли её Ингрией. Преимущественно население было Финским, которое мирно уживалось с Новгородцами. Достаточно взглянуть на название деревень, даже на современной карте. В 1640 году как раз здесь был основан финско-лютеранский приход Тюре и построено первое здание деревянной кирхи. Примечательно, что земли Мартышкина в XVIII-м – первой половине XIX века никогда не раздавались частным лицам: это пространство оставалось «государевым владением».С петровского времени здесь, на местных глине и песке, работали казённые кирпичные заводы для нужд строительства в Ораниенбауме и на острове Котлин. На них за первые три года существования изготовили 4 миллиона кирпичей. Производство считалось образцовым. Располагались первые заводы в возвышенной части поселения на уступе современной Лесной улицы, в продолжение которой на заливе обустроили тогда же дамбу-пристань. До сих пор на многочисленных развалинах вокруг Ломоносова можно встретить красный кирпич с клеймом-аббревиатурой «О.К.З.» — тот самый Ораниенбаумский кирпичный завод.
Одновременно начало формироваться селение Мартышкино, вобравшее в себя приморские дворы финнов и расположенные к югу дворы мастеровых заводов, позже разделённые железной дорогой. Второй центр застройки села проходил вдоль нынешней Нагорной улицы. В 1750-х годах вблизи современной платформы «Мартышкино» строится ещё одна деревянная кирха, а рядом появляется новое лютеранское кладбище. С последним связана таинственная история, которая имеет продолжение и сегодня.
На кладбище с середины XVIII века сохранялись редкостные для Петербурга закрытые мумифицированные захоронения — мужские, женские и детские. После 1917 года каменные склепы, в том числе и работы знаменитого архитектора А. Воронихина, подверглись разорению. Часть уцелевших ценностей попала в Русский музей. Две мумии из Мартышкина можно увидеть в Музее гигиены на Итальянской.
Третью по счёту, уже каменную, существующую и нынче Лютеранскую церковь во имя святого Иоанна на высокой прибрежной террасе Мартышкина в 1830 году возводит архитектор И. Шарлемань-первый. Проект классицистически строгого здания одобрил лично император Николай Павлович. В 1890–1895 годах архитекторы А. Силин и К. Прейс украсили прибрежную панораму Морской улицы церковью во имя иконы пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». Сейчас на месте церкви поляна с памятным камнем, в окружении дубов, куда люди приносят цветы и возжигают свечи.
В предреволюционную пору Мартышкино славилось своей особой дачной «субкультурой». Здесь, в конце Нагорной улицы, немцами Мейером и Ланге было основано физкультурное общество «В здоровом теле — здоровый дух», а рядом с железнодорожной платформой — деревянный павильон Летнего театра. Летом 1896-го здесь дебютировал известный впоследствии артист В. Качалов. Ещё одна открытая сцена содержалась на дачах мещанина Фомина.
Ещё уцелели железобетонные мосты столетнего возраста вдоль северной стороны железнодорожного пути, предназначавшиеся для первого в России электрического трамвая — «ОРАНЭЛЫ» (Ораниенбаумская электрическая линия). Проект 1913 года до конца доведён не был.
...Современное Мартышкино неумолимо утрачивает облик «заповедного» места отдыха, связанного с именами художников Саврасова, Шишкина, Репина, Бенуа, Сомова, Обера, композиторов Кюи, Глазунова, литераторов Панаевых, Некрасова, Дюма, инженера Графтио, золотопромышленника Латкина...