с.БОРНУКОВО

  • Подписчики: 113 подписчиков
  • ID: 15778852
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
открытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
club15778852

Описание

Самое лучшее место на всей планете для душевного отдыха!!! РАСПОЛОЖЕНИЕ. Борнуково находится в 40 километрах от районного центра Бутурлино. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ. Село Борнуково получило своё название от имени основателя - татарского мурзы Борнука Васильева, получившего эти земли от Ивана Грозного после похода на Казань в 1552 году. Борнуковский промысел Борнуково издавна славилось мастерами обработки камня. Высокий правый берег реки Пьяны, близ которой расположено село, состоит из ракушечника и алебастра. На небольшой глубине проходит пласт поделочного цветного камня. Разливаясь весной, Пьяна размывала берега, и в этом месте образовалась огромная пещера с белоснежным ангидритом, который иногда имел голубоватый, желтоватый, розовый оттенки. Академик Л.В. Даль так описывал уникальный борнуковский камень: «… чист, как сахар, местами волокнистый, местами прозрачный, как стекло». В начале XVIII века (село принадлежало тогда адмиралу Ф.М. Апраксину[1]) борнуковцы продавали свой камень. И лишь при Екатерине II[2] выработка камня в Борнукове (село тогда принадлежало полковнице А.Ф. Киселевой) была подчинена Дворцовому ведомству. Частную добычу запретили. Правительственное предписание об этом поступило Нижегородскому наместнику А.Н. Ступишину 16 июля 1780 года. Пещера и земли в окрестности с. Борнукова до революции принадлежали купцу - торговцу Анфилову. Он содержал рабочих, которые разрабатывали камень, изготовляли левкас и алебастр. Левкас отправляли в Большое Мурашкино на овчинно- шубный завод. В низине стояло много сараев. Весенние воды Пьяны затапливали их, и тогда для ограждения своего хозяйства борнуковцы начали отливать гипсовые доски. Первые попытки декоративной обработки , борнуковского камня были предприняты примерно в середине XIX века. Достоверно известно, что на Нижегородской выставке 1896 года были выставлены высокохудожественные работы борнуковских мастеров – фигурки людей, животных, гипсовые вазы, пепельницы, пресс–папье, масленки, доски для столов, умывальников. С годами художественный промысел заглох. В 20 годах XX в. борнуковцы начали отливать гипсовые доски. Одним из первых этим промыслом занялся А.Д. Егорушин. Он же один из первых построил из гипса дом. Чуть позднее мастер по изготовлению гипсовых досок П.С. Кузин начал лить белый кирпич, из которого и сейчас сложены многие дома в округе. Артельное начало в изготовлении строительного материала пришло в Борнуково в феврале 1929 года. Местные кустари создали артель. Зимой камнеломная бригада изготовляла камень в пещере, а весной и летом готовила алебастр и левкас. Техника обработки была примитивна. Обжиг алебастра проводился в маленькой напольной печи, а размол в плетневом сарае с помощью камня курана. Во время заготовок в пещере ломался и хороший поделочный камень. Он привлек внимание лучшего мастера – камнереза Урала П.Л. Шальнова. Он предложил создать в артели камнерезно-художественное производство. Первые годы камнерезное производство размещалось в каменном сарае бывшего кулака Анфилова, затем в деревянном здании лишь в 1934 году перешли в новое здание, которое и сейчас занимает фабрика. Энтузиасты-художники все работы вели вручную. Тем не менее предвоенные годы стали годами бурного развития для местного промысла. С 1933 года, когда во главе производства становится Виктор Баулин, кроме традиционных фигур зверей и птиц, начали изготавливаться резные ночники, пепельницы и письменные приборы. В 1937 году семь изделий мастеров были представлены на Всемирной выставке в Париже. Каждый год приносил борнуковцам новые доказательства признания их таланта: - 1937 год - премия областной выставки, - 1938 год – премии выставки художественных ремесел Горьковской области, - 1940 год – дипломы Всесоюзной выставки камнерезного промысла в Перми. В то время в Борнукове выпускалось 28 разновидностей чернильных приборов, 29 пепельниц, 48 фигур и статуэток